Перейти к основному контенту
Черноземье ,  
0 

«Он сам пришел». Смогут ли антимонопольщики победить телефонный спам

Эксперты уверены, что поток нежелательных сообщений продолжит расти, несмотря на принимаемые меры
Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Региональные УФАС России зафиксировали растущее число жалоб на недобросовестную рекламу посредством телефонных звонков и СМС. Так, в начале августа воронежское УФАС России оштрафовало ПАО «Мегафон» на 250 тысяч рублей за нарушение закона «О рекламе», выразившееся в отправке абоненту без его предварительного согласия СМС с предложением взять кредит. Ранее ведомство обязало ПАО «ВымпелКом» выплатить 150 тысяч рублей за аналогичное нарушение. В конце июля Верховный Суд РФ подтвердил правомерность выдачи ПАО «Ростелеком» предписания о прекращении распространения СМС-рекламы онлайн-казино, на которое в 2018 году пожаловался житель Тамбова. По данным липецкого УФАС России, в июне ведомство возбудило четыре дела по заявлениям граждан за распространение СМС-рекламы и рекламных звонков без согласия абонента от разных операторов сотовой связи. За 2020 год липецкими антимономольщиками было рассмотрено свыше трех тысяч заявлений граждан о спам-звонках. Внимание потребителей чаще всего пытались привлечь к финансовым либо медицинским услугам.

«Спам в мобильные телефоны может проникать разными путями, — поясняет директор по продвижению Цифровой платформы законодательных инициатив «Инициатор» Игорь Семеновский. — Случайные попадания в перечень прозвонов, звонки в результате кражи или покупки целевых баз данных по определенному профилю (автовладельцы, родители, люди в сложной жизненной ситуации), прямое выражение собственного согласия принимать звонки и СМС, причем не только от организации, с которой устанавливаются какие-то договорные отношения (будь то фитнес-клуб, банковские и страховые компании), но и от ее партнеров и иных третьих лиц. Из-за такого согласия, зачастую — в отношении не только номера мобильного телефона, но и других персональных данных, сведения о нашей личности распространяются по компаниям, владельцам и перекупщикам баз».

По данным ФАС России, за 2020 год ведомство рассмотрело более 16 тысяч заявлений о нарушении рекламного законодательства, из них 21% пришелся на спам-звонки. В 2019 году таких нарушений было всего 12,8%

Как рассказали в пресс-службе «Т2 РТК Холдинга» (бренд Tele2), ежемесячно на одного абонента приходится 8-9 нежелательных звонков. При этом несанкционированный телемаркетинг занимает 60-70% от общего объема таких вызовов. Сейчас на всех тарифах оператора действует бесплатный контур защиты. В сутки с помощью технологий big data он обрабатывает примерно 5-6 млн таких вызовов, включая звонки-сбросы. В ближайшее время Tele2 планирует внедрить бесплатную услугу маршрутизации звонков в спам-бокс, что даст клиенту возможность прослушивать сообщения позже или получать их в текстовом виде.

В пресс-службе «МегаФона» рассказали РБК Черноземье, что также борются с проблемой телефонного спама. Оператор еженедельно блокирует 25-30 млн спам-звонков, выявляемых с помощью аналитических сервисов. Для борьбы с мошенничеством и спам-звонками абонентам доступен специальный сервис, который работает без установки на устройство и позволяет определить номер и защититься от нежелательных вызовов. Благодаря большому объему данных о звонках внутри сети пользователь может узнать информацию о звонящем, даже если его номера нет в списке контактов — на экране отобразится название компании или предупреждение, что она была замечена в навязчивых звонках. Проверить номер на «антиспам» можно также на специальном портале. Кроме того, в компании разработали систему по предотвращению телефонного мошенничества и сотрудничают в этом направлении с банками, в частности со Сбером. Универсальное техническое решение в режиме реального времени уведомляет банк о том, что его клиенту поступил мошеннический вызов, и банк может проверить или даже приостановить операцию до выяснения всех обстоятельств с клиентом.

В июне ФАС России и ряд мобильных операторов подписали меморандум о противодействии спам-звонкам

«Меморандум, по сути, является простой декларацией, которая сама по себе ничего не значит. Однако наличие документа говорит о том, что ФАС и «большая четверка» мобильных операторов признают важность проблемы спам-звонков. Но пока не будут разработаны конкретные механизмы, справится с ними не получится, — полагает Павел Коростелев, руководитель отдела продвижения продуктов компании «Код Безопасности». — Спам-звонок сам по себе не является нарушением — таковым является использование персональных данных абонента без его согласия. Например, в случае массового обзвона его организатору будет сложно что-то предъявить. Рост телефонного спама связан с повышением доступности соответствующих услуг. Как только на рынке появляется программное обеспечение для массового обзвона, на него обязательно находится покупатель».

Активизироваться нужно не только властям, но и самим абонентам. Однако за 20 лет мобильной эры в открытом доступе появилось уже слишком много информации для мгновенного прекращения манипуляций с ней

Директор по продвижению Цифровой платформы законодательных инициатив «Инициатор» Игорь Семеновский считает, что формально документ должен повлиять на ситуацию в лучшую сторону, но в конечном итоге его результативность будет зависеть от совокупности множества факторов. «В частности, от роста самого мобильного рынка, появления новых технологий, обходящих фильтры операторов, цифровой грамотности пользователей мобильных телефонов, их поведения и мер самозащиты. В настоящее время мобильные операторы с помощью алгоритмов big data и иных технических решений уже блокируют значительное количество спама, однако его объем превышает возможности принимаемых операторами защитных мер. Для операторов подобная работа является затратной и не влияет на получение прибыли. Поэтому речь должна идти о дороге с двусторонним движением — активизироваться нужно не только властям, но и самим абонентам. Однако за прошедшие 20 лет мобильной эры в открытом доступе появилось уже слишком много информации для мгновенного прекращения манипуляций с ней».

Масштаб проблемы спам-звонков продолжит рост в связи с увеличением объема рынка и количеством мобильных абонентов в России — сегодня их почти 300 млн, в среднем по два мобильных номера на одного человека.

«По всей видимости, рост телефонного спама будет продолжаться. Это связано с совершенствованием технологий, позволяющих обойти защитные алгоритмы операторов, и несоблюдением мер цифровой гигиены самими гражданами. Данная сфера является крайне деликатной, поскольку связана с сохранением тайны связи, что во многом и стало препятствием для принятия ряда законодательных мер по борьбе с телефонным спамом. Определенная деанонимизация владельцев мобильных телефонов также может быть негативным образом воспринята пользователями. Так что баланс интересов в этой сфере только предстоит настроить», — считает Игорь Семеновский.

Материал ИА «Медиа Черноземье»

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения для семей с детьми

Видовые квартиры в высотных башнях

Варианты с мебелью и встроенной техникой

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 21 ноября
EUR ЦБ: 105,81 (+0,08)
Инвестиции, 20 ноя, 17:41
Курс доллара на 21 ноября
USD ЦБ: 100,22 (+0,18)
Инвестиции, 20 ноя, 17:41
Все новости Черноземье
Как правильно восстанавливать силы: три принципа качественного отдыхаPro, 14:21
Курс биткоина впервые превысил $98 тыс. и обновил исторический максимумКрипто, 14:20
Экс-чемпион UFC из России ударил китайского журналиста в печеньСпорт, 14:18
Глава ФНС оценил возможность коррекции порогов НДФЛ на инфляциюЭкономика, 14:07
Крылатая ракета JASSM. Характеристики и дальность полета AGM-158База знаний, 14:06
Цена Ethereum опустилась к биткоину до минимума с марта 2021 годаКрипто, 14:04
Захарова назвала главное качество приемлемого для Москвы плана мираПолитика, 14:04
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Синоптик предупредил о первой метели и резком похолодании в МосквеLife, 14:03
Сурков заявил, что «атака первертов и парагендеров отражена»Общество, 13:57
Почему роскошь любит тишинуРБК и Сбер Первый, 13:50
Что происходит с медициной в России и как она выглядит на фоне зарубежнойLife, 13:48
В Каменске-Уральском при стрельбе в торговом центре ранены два человекаОбщество, 13:47
Обыск или выемка: почему необязательно давать пароли от личных устройствPro, 13:47
Риелторы заявили о сокращении предложения коттеджей в Подмосковье в 8 разНедвижимость, 13:47