«Он сам пришел». Смогут ли антимонопольщики победить телефонный спам
Региональные УФАС России зафиксировали растущее число жалоб на недобросовестную рекламу посредством телефонных звонков и СМС. Так, в начале августа воронежское УФАС России оштрафовало ПАО «Мегафон» на 250 тысяч рублей за нарушение закона «О рекламе», выразившееся в отправке абоненту без его предварительного согласия СМС с предложением взять кредит. Ранее ведомство обязало ПАО «ВымпелКом» выплатить 150 тысяч рублей за аналогичное нарушение. В конце июля Верховный Суд РФ подтвердил правомерность выдачи ПАО «Ростелеком» предписания о прекращении распространения СМС-рекламы онлайн-казино, на которое в 2018 году пожаловался житель Тамбова. По данным липецкого УФАС России, в июне ведомство возбудило четыре дела по заявлениям граждан за распространение СМС-рекламы и рекламных звонков без согласия абонента от разных операторов сотовой связи. За 2020 год липецкими антимономольщиками было рассмотрено свыше трех тысяч заявлений граждан о спам-звонках. Внимание потребителей чаще всего пытались привлечь к финансовым либо медицинским услугам.
«Спам в мобильные телефоны может проникать разными путями, — поясняет директор по продвижению Цифровой платформы законодательных инициатив «Инициатор» Игорь Семеновский. — Случайные попадания в перечень прозвонов, звонки в результате кражи или покупки целевых баз данных по определенному профилю (автовладельцы, родители, люди в сложной жизненной ситуации), прямое выражение собственного согласия принимать звонки и СМС, причем не только от организации, с которой устанавливаются какие-то договорные отношения (будь то фитнес-клуб, банковские и страховые компании), но и от ее партнеров и иных третьих лиц. Из-за такого согласия, зачастую — в отношении не только номера мобильного телефона, но и других персональных данных, сведения о нашей личности распространяются по компаниям, владельцам и перекупщикам баз».
По данным ФАС России, за 2020 год ведомство рассмотрело более 16 тысяч заявлений о нарушении рекламного законодательства, из них 21% пришелся на спам-звонки. В 2019 году таких нарушений было всего 12,8%
Как рассказали в пресс-службе «Т2 РТК Холдинга» (бренд Tele2), ежемесячно на одного абонента приходится 8-9 нежелательных звонков. При этом несанкционированный телемаркетинг занимает 60-70% от общего объема таких вызовов. Сейчас на всех тарифах оператора действует бесплатный контур защиты. В сутки с помощью технологий big data он обрабатывает примерно 5-6 млн таких вызовов, включая звонки-сбросы. В ближайшее время Tele2 планирует внедрить бесплатную услугу маршрутизации звонков в спам-бокс, что даст клиенту возможность прослушивать сообщения позже или получать их в текстовом виде.
В пресс-службе «МегаФона» рассказали РБК Черноземье, что также борются с проблемой телефонного спама. Оператор еженедельно блокирует 25-30 млн спам-звонков, выявляемых с помощью аналитических сервисов. Для борьбы с мошенничеством и спам-звонками абонентам доступен специальный сервис, который работает без установки на устройство и позволяет определить номер и защититься от нежелательных вызовов. Благодаря большому объему данных о звонках внутри сети пользователь может узнать информацию о звонящем, даже если его номера нет в списке контактов — на экране отобразится название компании или предупреждение, что она была замечена в навязчивых звонках. Проверить номер на «антиспам» можно также на специальном портале. Кроме того, в компании разработали систему по предотвращению телефонного мошенничества и сотрудничают в этом направлении с банками, в частности со Сбером. Универсальное техническое решение в режиме реального времени уведомляет банк о том, что его клиенту поступил мошеннический вызов, и банк может проверить или даже приостановить операцию до выяснения всех обстоятельств с клиентом.
В июне ФАС России и ряд мобильных операторов подписали меморандум о противодействии спам-звонкам
«Меморандум, по сути, является простой декларацией, которая сама по себе ничего не значит. Однако наличие документа говорит о том, что ФАС и «большая четверка» мобильных операторов признают важность проблемы спам-звонков. Но пока не будут разработаны конкретные механизмы, справится с ними не получится, — полагает Павел Коростелев, руководитель отдела продвижения продуктов компании «Код Безопасности». — Спам-звонок сам по себе не является нарушением — таковым является использование персональных данных абонента без его согласия. Например, в случае массового обзвона его организатору будет сложно что-то предъявить. Рост телефонного спама связан с повышением доступности соответствующих услуг. Как только на рынке появляется программное обеспечение для массового обзвона, на него обязательно находится покупатель».
Активизироваться нужно не только властям, но и самим абонентам. Однако за 20 лет мобильной эры в открытом доступе появилось уже слишком много информации для мгновенного прекращения манипуляций с ней
Директор по продвижению Цифровой платформы законодательных инициатив «Инициатор» Игорь Семеновский считает, что формально документ должен повлиять на ситуацию в лучшую сторону, но в конечном итоге его результативность будет зависеть от совокупности множества факторов. «В частности, от роста самого мобильного рынка, появления новых технологий, обходящих фильтры операторов, цифровой грамотности пользователей мобильных телефонов, их поведения и мер самозащиты. В настоящее время мобильные операторы с помощью алгоритмов big data и иных технических решений уже блокируют значительное количество спама, однако его объем превышает возможности принимаемых операторами защитных мер. Для операторов подобная работа является затратной и не влияет на получение прибыли. Поэтому речь должна идти о дороге с двусторонним движением — активизироваться нужно не только властям, но и самим абонентам. Однако за прошедшие 20 лет мобильной эры в открытом доступе появилось уже слишком много информации для мгновенного прекращения манипуляций с ней».
Масштаб проблемы спам-звонков продолжит рост в связи с увеличением объема рынка и количеством мобильных абонентов в России — сегодня их почти 300 млн, в среднем по два мобильных номера на одного человека.
«По всей видимости, рост телефонного спама будет продолжаться. Это связано с совершенствованием технологий, позволяющих обойти защитные алгоритмы операторов, и несоблюдением мер цифровой гигиены самими гражданами. Данная сфера является крайне деликатной, поскольку связана с сохранением тайны связи, что во многом и стало препятствием для принятия ряда законодательных мер по борьбе с телефонным спамом. Определенная деанонимизация владельцев мобильных телефонов также может быть негативным образом воспринята пользователями. Так что баланс интересов в этой сфере только предстоит настроить», — считает Игорь Семеновский.
Материал ИА «Медиа Черноземье»