Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней
Партнерский форум

МТС Платформа 2023

Реклама, ПАО «МТС», 18+
Лента новостей
Курс евро на 25 марта
EUR ЦБ: 82,39 (-0,75)
Инвестиции, 24 мар, 16:09
Курс доллара на 25 марта
USD ЦБ: 76,45 (+0,14)
Инвестиции, 24 мар, 16:09
Все новости Черноземье
Как управлять своими финансами в кризис: расходы, инвестиции и кредиты РБК и банк Ренессанс, 10:16
Шпажистам с Украины запретили политический баннер на турнире в Китае Спорт, 10:15
В Петербурге начал тонуть плавучий ресторан «Серебряный кит» Общество, 10:15
Мэппинг, уборка, видеосвязь: что умеет премиальный робот-пылесос BORK РБК Стиль, 10:11
Что такое электротопливо и как оно помирило власти и автоконцерны Pro, 10:09
Только два сегмента рекламы показали рост за год Бизнес, 10:00
Ульянов назвал условие для введения «режима защиты» на Запорожской АЭС Политика, 09:56
Харизма: как ее развивать и располагать к себе людей
На интенсиве РБК Pro за 5 дней вы научитесь поддерживать любой разговор и вызывать симпатию даже у тех, кто вам не нравится
Прокачать навык
Как посчитать свой кредитный рейтинг и рефинансировать займы РБК и банк Ренессанс, 09:53
ВЦИОМ назвал самый популярный век у россиян для путешествия во времени Общество, 09:44
Какие уголовно-правовые риски для бизнеса в России усилились в 2023 году Pro, 09:44
Обанкротившийся Silicon Valley Bank нашел покупателя Финансы, 09:43
В России ускорилось накопление парниковых газов Экономика, 09:30
«Коммерсантъ» узнал о новом порядке закрытия ИИС в «Тинькофф Инвестициях» Инвестиции, 09:29
Одна из лучших теннисисток России решила сменить гражданство Спорт, 09:21
Черноземье ,  
0 

«Он сам пришел». Смогут ли антимонопольщики победить телефонный спам

Эксперты уверены, что поток нежелательных сообщений продолжит расти, несмотря на принимаемые меры
Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Региональные УФАС России зафиксировали растущее число жалоб на недобросовестную рекламу посредством телефонных звонков и СМС. Так, в начале августа воронежское УФАС России оштрафовало ПАО «Мегафон» на 250 тысяч рублей за нарушение закона «О рекламе», выразившееся в отправке абоненту без его предварительного согласия СМС с предложением взять кредит. Ранее ведомство обязало ПАО «ВымпелКом» выплатить 150 тысяч рублей за аналогичное нарушение. В конце июля Верховный Суд РФ подтвердил правомерность выдачи ПАО «Ростелеком» предписания о прекращении распространения СМС-рекламы онлайн-казино, на которое в 2018 году пожаловался житель Тамбова. По данным липецкого УФАС России, в июне ведомство возбудило четыре дела по заявлениям граждан за распространение СМС-рекламы и рекламных звонков без согласия абонента от разных операторов сотовой связи. За 2020 год липецкими антимономольщиками было рассмотрено свыше трех тысяч заявлений граждан о спам-звонках. Внимание потребителей чаще всего пытались привлечь к финансовым либо медицинским услугам.

«Спам в мобильные телефоны может проникать разными путями, — поясняет директор по продвижению Цифровой платформы законодательных инициатив «Инициатор» Игорь Семеновский. — Случайные попадания в перечень прозвонов, звонки в результате кражи или покупки целевых баз данных по определенному профилю (автовладельцы, родители, люди в сложной жизненной ситуации), прямое выражение собственного согласия принимать звонки и СМС, причем не только от организации, с которой устанавливаются какие-то договорные отношения (будь то фитнес-клуб, банковские и страховые компании), но и от ее партнеров и иных третьих лиц. Из-за такого согласия, зачастую — в отношении не только номера мобильного телефона, но и других персональных данных, сведения о нашей личности распространяются по компаниям, владельцам и перекупщикам баз».

По данным ФАС России, за 2020 год ведомство рассмотрело более 16 тысяч заявлений о нарушении рекламного законодательства, из них 21% пришелся на спам-звонки. В 2019 году таких нарушений было всего 12,8%

Как рассказали в пресс-службе «Т2 РТК Холдинга» (бренд Tele2), ежемесячно на одного абонента приходится 8-9 нежелательных звонков. При этом несанкционированный телемаркетинг занимает 60-70% от общего объема таких вызовов. Сейчас на всех тарифах оператора действует бесплатный контур защиты. В сутки с помощью технологий big data он обрабатывает примерно 5-6 млн таких вызовов, включая звонки-сбросы. В ближайшее время Tele2 планирует внедрить бесплатную услугу маршрутизации звонков в спам-бокс, что даст клиенту возможность прослушивать сообщения позже или получать их в текстовом виде.

В пресс-службе «МегаФона» рассказали РБК Черноземье, что также борются с проблемой телефонного спама. Оператор еженедельно блокирует 25-30 млн спам-звонков, выявляемых с помощью аналитических сервисов. Для борьбы с мошенничеством и спам-звонками абонентам доступен специальный сервис, который работает без установки на устройство и позволяет определить номер и защититься от нежелательных вызовов. Благодаря большому объему данных о звонках внутри сети пользователь может узнать информацию о звонящем, даже если его номера нет в списке контактов — на экране отобразится название компании или предупреждение, что она была замечена в навязчивых звонках. Проверить номер на «антиспам» можно также на специальном портале. Кроме того, в компании разработали систему по предотвращению телефонного мошенничества и сотрудничают в этом направлении с банками, в частности со Сбером. Универсальное техническое решение в режиме реального времени уведомляет банк о том, что его клиенту поступил мошеннический вызов, и банк может проверить или даже приостановить операцию до выяснения всех обстоятельств с клиентом.

В июне ФАС России и ряд мобильных операторов подписали меморандум о противодействии спам-звонкам

«Меморандум, по сути, является простой декларацией, которая сама по себе ничего не значит. Однако наличие документа говорит о том, что ФАС и «большая четверка» мобильных операторов признают важность проблемы спам-звонков. Но пока не будут разработаны конкретные механизмы, справится с ними не получится, — полагает Павел Коростелев, руководитель отдела продвижения продуктов компании «Код Безопасности». — Спам-звонок сам по себе не является нарушением — таковым является использование персональных данных абонента без его согласия. Например, в случае массового обзвона его организатору будет сложно что-то предъявить. Рост телефонного спама связан с повышением доступности соответствующих услуг. Как только на рынке появляется программное обеспечение для массового обзвона, на него обязательно находится покупатель».

Активизироваться нужно не только властям, но и самим абонентам. Однако за 20 лет мобильной эры в открытом доступе появилось уже слишком много информации для мгновенного прекращения манипуляций с ней

Директор по продвижению Цифровой платформы законодательных инициатив «Инициатор» Игорь Семеновский считает, что формально документ должен повлиять на ситуацию в лучшую сторону, но в конечном итоге его результативность будет зависеть от совокупности множества факторов. «В частности, от роста самого мобильного рынка, появления новых технологий, обходящих фильтры операторов, цифровой грамотности пользователей мобильных телефонов, их поведения и мер самозащиты. В настоящее время мобильные операторы с помощью алгоритмов big data и иных технических решений уже блокируют значительное количество спама, однако его объем превышает возможности принимаемых операторами защитных мер. Для операторов подобная работа является затратной и не влияет на получение прибыли. Поэтому речь должна идти о дороге с двусторонним движением — активизироваться нужно не только властям, но и самим абонентам. Однако за прошедшие 20 лет мобильной эры в открытом доступе появилось уже слишком много информации для мгновенного прекращения манипуляций с ней».

Масштаб проблемы спам-звонков продолжит рост в связи с увеличением объема рынка и количеством мобильных абонентов в России — сегодня их почти 300 млн, в среднем по два мобильных номера на одного человека.

«По всей видимости, рост телефонного спама будет продолжаться. Это связано с совершенствованием технологий, позволяющих обойти защитные алгоритмы операторов, и несоблюдением мер цифровой гигиены самими гражданами. Данная сфера является крайне деликатной, поскольку связана с сохранением тайны связи, что во многом и стало препятствием для принятия ряда законодательных мер по борьбе с телефонным спамом. Определенная деанонимизация владельцев мобильных телефонов также может быть негативным образом воспринята пользователями. Так что баланс интересов в этой сфере только предстоит настроить», — считает Игорь Семеновский.

Материал ИА «Медиа Черноземье»

Авторы
Теги