Перейти к основному контенту
Черноземье ,  
0 

Больно, но нужно: как белгородский бизнес живет при ставке в 21%

В Белгородской области обсудили влияние ключевой ставки на бизнес
Фото: РБК Черноземье
Фото: РБК Черноземье

«Охлаждение экономики» — именно так эксперты называют тенденцию, с которой столкнулись российские предприниматели за последний год. При этом столкновение произошло неравномерно: в большей степени под ударом оказались представители малого и среднего бизнеса.

Многие связывают этот процесс охлаждения с повышением ключевой ставки Центробанка: в июле 2024 года она выросла с 16% до 18%, а на апрель 2025 года ее величина составляет 21%. При этом продолжаются обсуждения о дальнейшем росте. В Банке России утверждают, что увеличение процентов — средство для спасения экономики. Что об этом думают представители бизнеса, какие меры поддержки были для них введены, и как предприниматели чувствуют себя при экономическом «похолодании», РБК Черноземье разбирался с экспертами, проведя в Белгородской области круглый стол на тему «Как охлаждение экономики и высокие ставки кредитов влияют на МСП». Участие приняли представители Банка России, Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства, Ассоциации социальных предпринимателей, самозанятых специалистов и потребителей, бизнесмены и региональный уполномоченный по защите прав предпринимателей.

Объяснить суть повышения ставки взялся начальник экономического отдела белгородского отделения Банка России Геннадий Крыксин. По его словам, инфляция, денежно-кредитная политика и процентная ставка — одни из самых сложных для обсуждения вопросов.

«Сложность темы заключается во множестве факторов, влияющих на инфляцию, и массе ее последствий, которые не всегда очевидны. Здесь соединяются знания, опыт, история нашей и мировой практики, статистика, прогнозы и эффекты, связанные не только с бизнесом, но и с населением, и со всей финансовой системой, которая соединяет финансовые потоки в стране. Деньги — это такой же товар, как и все остальные. Хотелось бы, чтобы они были дешевле, но на их цену влияют объективные факторы», — объяснил спикер.

Как пояснил эксперт, ставка 21% и в целом ужесточение денежно-кредитной политики — ответ на ускорение инфляции за последние два года. В предыдущие годы, в период COVID-19, снижение ставки стимулировало спрос и поддержало экономику. Однако быстрый рост кредитования, опережающий рост экономики и увеличение бюджетных расходов привели к росту спроса, превышающему возможности экономики, что и вылилось в инфляцию. В 2024 году в Белгородской области ее рост составил 12% .

«Мы могли бы иметь более высокую, неконтролируемую инфляцию, и бизнесу от этого было бы хуже. Когда начинается цикл повышения цен, кто-то компенсирует затраты, а кто-то наращивает прибыль. Но затем начинается обратный эффект — у самих предприятий начинают расти затраты, как снежный ком. И прибыли, которая наросла при первом импульсе повышения цен, уже нет. Инфляция не выгодна никому. Поэтому сейчас денежная политика жесткая. Повторюсь, это не самоцель», — прокомментировал Геннадий Крыксин.

Елена Кравцова и Геннадий Крыксин (Фото: РБК Черноземье)
Елена Кравцова и Геннадий Крыксин (Фото: РБК Черноземье)

Найдите информацию в региональном каталоге
Делитесь опытом и управляйте деловой репутацией

На данный момент показатели инфляции начали замедляться. При этом эксперт отметил, что как такового замедления в бизнесе Белгородской области нет. Напротив, наметился рост в таких отраслях, как промышленность, строительство, а также в торговле и услугах, где в основном работает малый и средний бизнес.

«Высокая ставка сама по себе к торможению или падению экономики не привела и не приведет. Она не единственный и не самый главный барьер, от которого зависит рост. Мы анализируем бизнес, данные его деловой активности. Для предприятий более болезненная проблема — это обеспечение кадрами. Мы видим рост реальных зарплат. Верифицируем это. Высокая инфляция — еще одна острая проблема, поскольку из-за нее дорожают сырье и оборудование для бизнеса», — подытожил представитель регионального отделения Банка России.

Положительные тенденции в экономике отметил и уполномоченный по защите прав предпринимателей Белгородской области Владислав Епанчинцев. В «круглом столе» он участвовал не только как омбудсмен, но и как предприниматель. Омбудсмен рассказал, что его компании, работающей в сфере IT, текущая ситуация пошла на пользу. Но при этом в 2025 году наблюдается аномальное количество закрывающихся бизнесов. Предприятие эксперта тоже под угрозой, но причина не в повышении ставки, а в экстремальном росте зарплат программистов и в большой конкуренции.

Омбудсмен упомянул о сигналах замедления экономики, поступающих от обратившихся к нему предпринимателей. Но в целом уполномоченный считает повышение ключевой ставки верным решением.

«Мне эта ставка не нравится. У меня сложное к ней отношение, но я понимаю причины роста. Поддерживаю Центробанк в его решении, но у меня есть ощущение, что к концу года мы увидим значительное снижение ставки. В ЦБ видят ситуацию и начнут постепенно снижать ставку, в том числе из-за падения курса доллара. Но фундаментальная проблема в том, что наша экономика не растет, рабочих рук больше не становится. Это создает предпосылки к тому, что мы можем накачивать экономику деньгами, «дешевыми» ставками, но больше производить не можем. Центробанку сложно найти баланс, но весь мир испытывает демографическое давление, и отсюда все остальное», — подчеркнул Владислав Епанчинцев.

Владислав Епанчинцев (Фото: РБК Черноземье)
Владислав Епанчинцев (Фото: РБК Черноземье)

По мнению бизнес-омбудсмена, для оздоровления экономики важно кредитовать по сниженным процентам производственные предприятия. Также важно повышать производительность труда.

«Я бы тоже хотел получать кредиты по низкой ставке, но понимаю, что для экономики от меня пользы будет немного. А вот промышленникам, производственникам, которые занимаются производительностью, нужно давать зеленый свет», — отметил уполномоченный.

О ситуации в IT-сфере рассказал руководитель отдела продаж ГК «Элпо» Михаил Семичев. По его словам, до повышения ключевой ставки IT-рынок России демонстрировал значительный рост. По разным оценкам за последние 5-6 лет он увеличился от 22% до 46% в год, а суммарно вырос в 3,5 раза. Общий объем IT-рынка в России достиг 4,5 трлн руб., что составляет более 2% ВВП. С повышением ставки ситуация изменилась: рост не прекратился и не перешел в падение, но значительно замедлился.

«Центробанк оценивает ситуацию по выручке предприятий. Формально выручка не уменьшилась, но существенно понизилась прибыль. Мы оказались зажаты с двух сторон. Крупный, средний и малый бизнес, а также государственные предприятия заморозили или отложили свои инвестиционные проекты, стремясь к уменьшению своих бюджетов. Мы, как интеграторы, вынуждены закладывать высокую стоимость денег в себестоимость наших решений, предлагаемых заказчикам. В результате, заказчики стремятся уменьшить стоимость проектов, отложить их или растянуть во времени. Мы же, в свою очередь, вынуждены считать деньги, что приводит к снижению нашей прибыли», — рассказал Михаил Семичев.

Представитель ГК «Элпо» подчеркнул, что логичнее говорить об «отрезвлении», а не об «охлаждении» рынка. Если раньше заказчик мог выбирать IT-решение, основываясь на своих желаниях, потребностях или решениях конкурентов, то сейчас он внедряет только то, что действительно необходимо, что непосредственно влияет на производство, выручку и безопасность. Все остальное либо удешевляется, либо откладывается, либо отменяется. Этот рационализм приводит к снижению стоимости проектов или их дроблению на части.

«Говоря кратко, нам больно. Если такая ситуация продлится еще 5-6 месяцев, нам станет очень больно. Мы не умрем, но будет тяжело. И чем меньше бизнес, тем сильнее это ощущается. В целом, текущие процессы в отрасли развиваются именно по такому сценарию. Ситуация одинакова везде. Нет существенных отличий между Белгородской, Воронежской, Брянской или Тамбовской областями. Крупные игроки скупают мелких, пользуясь моментом», — подытожил спикер.

Михаил Семичев и Сергей Лиман (Фото: РБК Черноземье)
Михаил Семичев и Сергей Лиман (Фото: РБК Черноземье)

Выдержать колебания рынка белгородским предпринимателям помогает Белгородский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. Как рассказала его руководитель Елена Кравцова, фонд был готов к скачкам ставки еще во времена коронавирусной пандемии, в постановление правительства области на этот случай были внесены соответствующие изменения. Это помогает выдавать кредиты по ставке 9,5%.

«Повышение ключевой ставки не затронуло наших клиентов. Для приоритетных категорий — женщин-предпринимателей, сельхозпроизводителей, производственников — ставка остается 9,5% годовых. Для неприоритетных — максимальная ставка 14,25% в зависимости от наличия залога. При этом приоритетные заемщики могут получить до миллиона рублей без залогового обеспечения», — подчеркнула Елена Кравцова.

По ее словам, банки, выдавая кредиты без обеспечения, закладывают риски неисполнения обязательств в процентную ставку. Тем временем фонд минимизирует риски обеспечительными мерами, поэтому недостатка в клиентах у него нет. Кроме того, анализ показывает, что предприятия, работающие с фондом с 2003 года, не закрываются. На данный момент в основном страдают предприятия, расположенные в приграничных районах, например, в Шебекино. Для предпринимателей, чей доход значительно снизился, принят федеральный закон, позволяющий в рамках режима КТО увеличить срок кредитования до семи лет, снизив долговую нагрузку. Есть и другие проблемы, волнующие предпринимателей больше, чем повышение ставок.

«Предприниматели сталкиваются с острой проблемой нехватки квалифицированных специалистов, которая беспокоит их даже больше, чем доступность кредитных ресурсов. Некоторые активно занимаются самообразованием, чтобы компенсировать недостаток квалифицированных кадров. Многие женщины-предпринимательницы, часто многодетные матери, получают дополнительное образование для развития своего бизнеса, например, строительное, чтобы участвовать в тендерах», — прокомментировала руководитель фонда.

По данным фонда, 60% белгородских предпринимателей — женщины в возрасте от 26 до 45 лет. Основные направления их деятельности: производство, сельское хозяйство, торговля, общественное питание, строительство и услуги. Всего в 2024 году количество предприятий малого и среднего бизнеса в Белгородской области превысило 60 тыс., что на 828 больше, чем в 2023 году. Для содействия развитию бизнеса реализован комплекс мер, включая кредитные гарантии, продвижение и сертификацию товаров, инжиниринговые услуги, образовательные и консультационные программы, а также финансовую помощь пострадавшим предприятиям. Фонд выдает микрозаймы до 5 млн руб. (самозанятым — до 500 тыс. руб.). Предоставляются льготные займы на инвестиционные проекты в промышленности в размере от 7 до 50 млн руб. под 3% годовых. Предпринимателям оказывают услуги по популяризации продукции и сертификации. Также с целью вовлечения в предпринимательскую деятельность продолжается реализация проектов губернатора Белгородской области Вячеслава Гладкова, таких как «Новые возможности», «Ты в деле!», «Время СВОих героев» и впервые «Вкус Белогорья».

Меры поддержки, оказываемые правительством, зачастую обходят некоммерческие организации. Об этом напомнила член Общественной палаты Белгородской области, руководитель Ассоциации социальных предпринимателей, самозанятых специалистов и потребителей в сфере негосударственных услуг и Центра семейных и бизнес-консультаций Ирина Борисова. НКО фактически ведут ту же предпринимательскую деятельность, но не могут получить поддержку, например, от Фонда поддержки малого и среднего бизнеса. В качестве примера она привела частные детские сады, получившие образовательную лицензию в 2011-2012 годах, когда законодательство было иным. Теперь это крупные частные образовательные учреждения, которые не могут изменить форму собственности и, как следствие, не имеют доступа к кредитам и мерам поддержки. Им отказывают в грантах, поскольку их проекты имеют коммерческую основу, но и фонды Минэкономразвития не могут им помочь, так как у них нет статуса ИП или ООО. Кроме того, пострадавшие при обстреле ВСУ частные детские сады имеют сложности при возмещении ущерба.

«Хочу выразить огромную благодарность правительству Белгородской области за своевременную работу в этом направлении. Мы получаем полное возмещение ущерба после составления сметы и кредит на развитие под 1% как пострадавшее предприятие. Это отличные меры поддержки, которые помогают социальным предпринимателям оставаться на плаву», — прокомментировала Ирина Борисова.

По словам спикера, разделение на коммерческие и некоммерческие организации во многом несправедливо. Коммерческая организация получает прибыль, которую руководители могут тратить по своему усмотрению: на аренду, зарплаты, налоги и так далее. НКО также получает прибыль, но может тратить ее только на развитие организации, а это также аренда, налоги, зарплата и так далее. Разница невелика, если не говорить об общественных организациях, занимающихся благотворительностью.

Также Ирина Борисова подняла вопрос социального предпринимательства. Социальным предпринимателем считается тот, кто оказывает услуги для семей с детьми, некоммерческих организаций, трудоустраивает людей из уязвимых категорий, включая бывших заключенных. По сути, бизнесмен берет на себя часть обязательств государства.

«Многие социальные предприниматели закрываются с начала СВО. Дело не только в ключевой ставке. На них она не сильно влияет, так как это сфера услуг, которая выросла благодаря поддержке Фонда поддержки малого и среднего бизнеса. Они работают на субсидиях и берут у него кредиты. Ключевая ставка важна только в том случае, если они не могут соблюсти условия кредитования или им не хватает средств. Произошел отток платежеспособного населения, люди переехали в другие регионы. Молодые родители опасаются за безопасность детей из-за ракетной опасности», — объяснила Борисова.

Спикер считает, что предпринимательская деятельность зависит не от ключевой ставки, а от мудрого управления сотрудниками и активами, от гибкости и мобильности.

«Если микро-, малый и средний бизнес будут уповать только на ключевую ставку или помощь чиновников, это не предпринимательство. Многие социальные предприниматели быстро переориентировались, они успевают и благотворительностью заниматься, и зарабатывать. Поэтому я всем желаю смотреть не на ключевую ставку и помощников, а в первую очередь заглядывать в себя и задавать вопрос: «Готовы ли вы быть предпринимателем?», — подчеркнула Ирина Борисова.

В Белгородской области есть и представители бизнеса, считающие, что никакого охлаждения экономики на данный момент нет. Среди них — президент ООО «Лимкорм Групп», член «Деловой России» Сергей Лиман.

«Нет никакого охлаждения. Есть рост объема производства. И есть проблема дефицита кадров. И одна из причин возникновения этой проблемы — развитие сферы услуг. Чем СССР отличался от капиталистического мира? У нас отсутствовала сфера услуг. Все работали или на заводе, который принадлежал государству, или в администрации, детском саду и так далее. Предприятий было мало. Сферы услуг не было. Людей всем хватало. В итоге в сферу услуг ушло катастрофическое количество людей», — объяснил Сергей Лиман.

Как отметил спикер, ключевая ставка не является препятствием для развития экономики. В доказательство своих слов Лиман рассказал о строительстве третьего предприятия и планах по созданию еще одного завода, подчеркивая благоприятные условия для бизнеса.

Как показал круглый стол, ситуация вокруг поднятия ключевой ставки складывается неоднозначная, но бизнес адаптируется к новым условиям, находясь в поисках возможностей для развития, несмотря на экономические трудности. При этом практически все участники дискуссии отметили, что у предпринимателей есть проблемы, волнующие их больше ставок ЦБ. В первую очередь это дефицит кадров.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 92,22 (-1,03)
Инвестиции, 18 апр, 18:01
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 81,14 (-0,88)
Инвестиции, 18 апр, 18:01
Все новости Черноземье
Посол дал советы туристам, как избежать проблем со въездом в МексикуОбщество, 08:22
Над российскими регионами за ночь сбили два украинских дронаПолитика, 08:01
NYT узнала, почему Трамп не увольняет главу ФРС после призыва к отставкеПолитика, 07:52
В Росводресурсах объяснили низкий уровень воды в ВолгеОбщество, 07:11
Большой гид по «Серии плюс»: чем интересны кварталы ПИК нового поколенияРБК и ПИК, 07:06
В ДР Конго почти 150 человек погибли из-за крушения переполненной лодкиОбщество, 06:54
Эксперты посоветовали Британии нарастить военное присутствие в АрктикеПолитика, 06:38
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В ЛНР рассказали об участии правнука Кантарии в военной операцииПолитика, 06:25
Госдеп заявил, что ресурсная сделка с Киевом не связана с урегулированиемПолитика, 06:02
Axios узнал, когда Трамп впервые допустил выход из переговоров по УкраинеПолитика, 05:38
ТАСС сообщил о проверке Иванова на причастность к еще трем преступлениямПолитика, 05:31
В российских школах появится единое расписание уроковОбщество, 05:04
NYT узнала, что США не рассматривают всерьез новые поставки оружия КиевуПолитика, 04:42
Мелони выбрала «путь наименьшего сопротивления» в общении с ТрампомПолитика, 04:29