Спикер горсовета Липецка Игорь Тиньков: «Задача – не навредить бизнесу»
Липецкий городской совет регулярно вступает в дискуссии с мэрией: осенью 2016 года депутаты критически оценивали работу чиновников с подрядчиками ремонта улиц, проект организации платных парковок и новый бюджет. В интервью корреспонденту «РБК-Черноземье» спикер горсовета Игорь Тиньков рассказал, как строятся взаимоотношения между городской администрацией и муниципальными депутатами, что значат кадровые перестановки в городской власти и зачем в Устав города вносить поправки, ограничивающие количество сроков главы Липецка.
О дорогах и коррупции
— Игорь Владимирович, в начале октября на слушаниях в горсовете вы пригрозили городским чиновникам обратиться в прокуратуру, если они не смогут ничего сделать с недобросовестными подрядчиками. Нечасто приходится слышать такие угрозы от одной ветви городской власти к другой, но ведь и спор вокруг качества ремонта дорог продолжается с весны. Произошли ли какие-то подвижки в лучшую сторону?
— Надеюсь, что они наступят, потому что заканчивается календарный год, а значит, и время, когда идет дорожный ремонт. Опасения, которые были у депутатов весной, осенью полностью подтвердились. И какие-то выводы на этот счет обязательно будут сделаны. Мы поговорили с Сергеем Вячеславовичем (Ивановым, мэром Липецка — «РБК-Черноземье»), и согласились, что вопрос о дорожном ремонте надо начать с чистого листа, вернуться к тем критериям качества, которые должны быть в оценке подрядчиков. Сейчас в липецкой мэрии готовится структурная реформа, в том числе пройдет перераспределение сфер ответственности департамента транспорта, дорог и благоустройства. Поэтому в нашей работе мы будем отталкиваться от новой структуры мэрии и смотреть, какие люди туда придут, и как они будут выстраивать отношения с подрядчиками. Надеюсь, в следующем году мы выровняем ситуацию.
— Есть ли вообще возможность как-то контролировать подрядчиков?
— Я считаю, что все должно быть на конкурсной основе. Мы должны знать, кто именно к нам приходят. Этот рынок хоть и большой, но людей в нем мало. Во всем, что связано с дорогами, мы знаем, кто именно работает в Липецке и Воронеже, и если кто-то меняет название фирмы, то суть все равно остается прежней. Поэтому у нас должен быть черный список, который мы должны каждый год мониторить, чтобы не получить новых скандалов. Ведь у нас есть подрядчики, которые имеют собственные асфальтные заводы и хорошую технику и хорошую репутацию.
— Возможна ли в Липецке такая же ситуация с громкими арестами по «дорожным» делам, как в соседнем Воронеже с бывшим руководителем регионального управления дорог Александром Трубниковым (суд приговорил его к 7,5 годам лишения свободы за получение взяток в особо крупном размере от дорожной организации — «РБК-Черноземье»)?
— Этот вопрос лучше адресовать правоохранительным органам. В российской действительности это исключать просто глупо.
О кадровых перестановках и командной работе
— В начале ноября городскую администрацию покинул вице-мэр Николай Новиков, как раз курировавший работу департамента транспорта, дорог и благоустройства (он возглавил «Управление по делам ГО и ЧС города Липецка» — «РБК-Черноземье»). Связаны ли будущие позитивные изменения, о которых вы говорили, с этим кадровым решением Сергея Иванова?
— Не думаю. Ведь Новиков работал у нас, и когда с дорогами все получалось. Скорее всего, это внутренние процессы ротации кадров. Приходит новый глава (Сергей Иванов возглавил Липецк в конце 2015 года — «РБК-Черноземье»), и ему хочется работать с людьми, которые ему более понятны. Я не думаю, что из-за того, что в 2016 году дороги были хуже, чем в предыдущем, убрали Новикова.
— Совпадение?
— Я склоняюсь к тому, что это совпадение.
— Одновременно с Николаем Новиковым из горадминистрации ушел «финансово-экономический» вице-мэр Александр Лысов. Не так часто в отставку уходят сразу два заместителя главы города. С чем связана настолько масштабная ротация в мэрии?
— Любую структуру обычно меняют, чтобы увеличить эффективность работы. Решение, на мой взгляд, правильное. Предыдущая структура была не очень эффективна.
— И в чем выражалась эта неэффективность?
— Новый глава города Сергей Иванов сразу поменял структуру, не вникнув в специфику работы. Она была сырой. Это было видно невооруженным глазом. И Сергей Иванов это тоже понимал. Но говорил: «Давайте начнем, а по ходу перестроимся». Прошел год, он понял, что структуру нужно поменять. Ничего страшного в этом нет, хотя, конечно, лучше учиться на чужих ошибках.
— Со стороны процесс обновления выглядит, как будто Сергей Иванов избавляется от людей бывшего главы города Михаила Гулевского.
— Во-первых, не совсем людей Гулевского. Его команда состояла из замов и людей, работавших на исполнительных и руководящих должностях. Но ведь в мэрии работают не только они. А заместители — это ближайшие помощники главы города. Если человек увидел, что с ближайшим помощником не получается, то какой смысл за него держаться! Так же и человек, который приходит на должность заместителя, должен понимать, что он в команде и должен работать непосредственно со своим руководителем. Нужно просто к себе это примереть. Пришел новый руководитель, если с ним разные разные взгляды, и не получается совместной работы, незачем держаться за место. В команде должны быть хорошие взаимоотношения. Поэтому обновление в мэрии — это правильный процесс (интервью прошло до назначения депутата горсовета Дмитрия Аверова на должность.
— Скорее всего, Михаил Гулевский, который избрался депутатом Госдумы в сентябре, в декабре покинет и должность секретаря регионального отделения «Единой России». Его отстранение…
— Не отстранение — у него заканчивается срок полномочий. Его никто не отстраняет.
— Но и не продлевают.
— Он, на минуточку, один из старожилов на этом посту среди всех руководителей реготделений в России. Один из последних, кто уходит, — он работал секретарем 12 лет. К тому же в силу своей новой должности, он большую часть времени проводит в Москве. Хотя секретарь реготделения — это неосвобожденная должность, но все-таки это практически ежедневный труд в регионе, решение вопросов с исполкомом, который находится в Липецке. Поэтому Гулевский уходит. Это нормально.
— В партии, как и в городе, его сменит Сергей Иванов?
— Не думаю.
— А кто же тогда?
— Я не буду делать предположения. Это будет решение конференции. Насколько мне известно, Сергей Вячеславович не будет рассматриваться на эту должность. Но пока еще не было политсовета, и нет повестки дня партконференции.
О взаимоотношениях с мэрией и выборах главы города
— Как сегодня складываются отношения между городским советом и мэрией? Насколько они деловые?
– У нас никогда не было соглашательской позиции. Мы занимаемся тем, чем должны заниматься. И управление городом, и законность действий представителей власти зависят не от личных взаимоотношений людей и от их человеческих качеств. Если глава будет плохо работать, мы будем его критиковать. Будет работать нормально — будем взаимодействовать.
— Если представить, что вы с Сергеем Ивановым оказались в футбольной или хоккейной команде, — это была бы одна команда или разные?
— Всегда хочется выигрывать. Зачем брать к себе в команду человека, который плохо играет? Поэтому я надеюсь, что он будет играть хорошо, и мы будем в одной команде.
— Горсовет состоит из депутатов, за которых на выборах проголосовали сами горожане. Глава Липецка прошел через процедуру отбора конкурсной комиссией. В Воронеже тоже хотят установить такой порядок назначения главы города. Какая схема формирования исполнительной власти в городе вам ближе?
— Я человек демократических взглядов. Мне ближе избирательная система. Мэр должен быть для всех одинаков. Но в схеме с назначением мэра есть здравое зерно. Конкурсная комиссия может сделать более профессиональный выбор, чем рядовые горожане. Ведь мы выбираем нормального менеджера, который имеет опыт, возможность, желание.
— А жители говорят: «Нет. Мы этого человека не знаем».
— Люди становятся заложникам узнаваемых фигур. Та схема, которая работает в Липецке, более рациональна. Хотя демократические устои немножко страдают.
— Не с этим ли связана инициатива внести в Устав города поправки, ограничивающие мэра двумя сроками?
— И с этим тоже. Я считаю, что человек, который проходит через выборы, несет бремя ответственности перед теми, кто голосовал. Избирается, значит, заслужил. Пусть избирается хоть сто лет. Он устраивает население. С назначением такого критерия нет. Есть комиссия, которая избирает главу. Потом состав комиссии изменится, и какие люди туда придут, сейчас неизвестно. Если мэр десять лет отработает достойно, через десять лет депутаты внесут новую поправку, отменяющую это ограничение. Это в наших руках.
— Получается, поправка — это предохранитель?
— Да. Но пока она не прошла. Ее смысл должны осознать все депутаты. Для изменения устава должно проголосовать не простое большинство, а две трети. Мои коллеги не готовы ее внести, откладывают. Это и есть демократия.
О долгах города и доходах бюджета
— Липецк столкнулся с обычной для многих городов проблемой закредитованности. При планирующемся на 2017 год дефиците 263,1 млн рублей, потребность в заемных средствах составит 800 млн рублей. Часть этих средств пойдет на обслуживание уже существующих кредитов. Можно ли решить эту проблему?
— Я считаю, можно. Ведь Владимир Владимирович Путин предложил «развернуть» полномочия развернем в сторону муниципалитетов. На самом деле, Липецк достаточно доходный город. И если бы мы получали все, что зарабатываем, бюджет был бы выше областного. В бюджеты всех уровней мы собираем более 50 млрд рублей налогов. При том, что бюджет Липецкой области — около 48 млрд рублей. Город очень нагруженный. И люди много работают. Мы могли увеличить поступления налога на прибыль — это наша мечта. Мы серьезно зарабатываем деньги. Так что решение проблемы закредитованности на поверхности: надо дать больше возможностей оставлять свои законные деньги на территории, которая зарабатывает.
— Разве областные власти согласятся на такое перераспределение?
— Тут не совсем областные власти соглашаются. Есть понимание бюджетного регулирования. Федерация принимает свой закон, распределяет это на уровень региона и обязывает регион перераспределяться в сторону муниципалитета. Какие-то полномочия у нас забрали, но нагрузили еще больше другими.
О платных парковках и «бизнесе первых этажей»
— Когда я доехал до Липецка, меня удивило, что около полудня я нашел место для парковки в центре. Потому что в центре Воронежа после 10 часов утра припарковаться негде. Есть ли смысл делать в Липецке платные парковки, когда не очень трудно найти бесплатную?
— Я думаю, да. В следующий раз, когда вы приедете, места точно уже не будет. Эту ситуацию нужно предотвратить. Мы видим, что центральные улицы у нас уже загружены. Еще год-два, и город точно встанет в пробках. Мы видим печальный опыт соседей, в том числе Воронежа, и пытаемся его учесть.
— Однако в Воронеже проект платных парковок приостановили. Среди прочего говорилось, что они могут не принести доходы в бюджет и не решат проблему загруженности улиц. На ваш взгляд, будут ли липецкие платные парковки прибыльными для бюджета или частного инвестора?
— Я хотел бы пойти от обратного. Во-первых, мы говорим о безопасности и комфорте центральной части города, и Липецка в целом. Во-вторых, какие-то деньги парковки, безусловно, принесут. Сможет ли это быть окупаемым проектом? Мы хотим это выяснить с помощью приглашенных инвесторов (по данным «РБК-Черноземье», интерес к проекту проявлял «Ростелеком»). Если бюджет может закладывать в план убыточные предприятия, то инвестор себе такого позволить не может. И обсуждая эти проблемы с инвестором, мы поймем, придет он к нам или нет. В любом случае, нам нужен безопасный и комфортный город. Даже если инвестор откажется, муниципалитет будет делать платные парковки все равно. Мы планируем до конца года этот вопрос закрыть, и начать реализовывать проект.
— Один из нюансов, на который обращают внимание ваши коллеги на заседании горсовета, — это опасения, что из-за введения в Липецке платных парковок упадут доходы частных фирм, которые располагаются на первых этажах.
— У нас будет возможность предоставить парковочное место малому бизнесу, который находится на первых этажах. Мы сейчас не видим, чтобы люди не помещались в «карманы». Если мы увидим, что малый бизнес начнет проседать, мы приложим максимум усилий, чтобы малый бизнес не пострадал. Может быть, какие-то издержки будут. Но главная задача — не навредить.