Олег Мосолов: «Происходит поворот в сторону рабочих профессий»
Долгие годы профессионально-техническое обучение выбирали не самые успевающие ученики, что не лучшим образом сказалось на репутации и престиже этого вида образования. Сегодня требования работодателей к претендентам на рабочие специальности и их компетенциям очень возросли и усложнились. Это уже запрос не на «троечников», а на более способных абитуриентов. Корреспондент РБК поговорил с руководителем департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олегом Мосоловым о том, соответствует ли сегодняшняя система профессионального образования ожиданиям нанимателей и требованиям экономики.
— Каков сейчас образовательный уровень абитуриентов, выбирающих СПО?
— Современные техникумы дают базовую специальность, требующую серьезных знаний, умений, навыков от молодого человека. Это качественное образование по востребованным и перспективным профессиям, которое можно реализовать при устройстве на работу или для продолжения обучение в вузе.
По итогам нынешней приемной кампании по всем специальностям и профессиям проходной балл аттестатов об основном общем образовании составил в среднем 4 балла (от 5,0 до 3,63 балла), что на 0,3 балла выше, чем в предыдущем году. Это позволяет говорить о хорошем уровне общеобразовательной подготовки поступивших на первый курс студентов, а также о возросшей мотивации получить профессию, которая позволит достойно зарабатывать или продолжить обучение в вузе, потому что выпускники с дипломом СПО имеют право при поступлении сдавать вступительный экзамен внутри самого учебного заведения, т. е. без ЕГЭ.
— Не секрет, что зачастую решение о выборе того или иного учебного заведения за абитуриента принимают его родители, исходя из своих представлений о престижности той или иной профессии или материальных возможностей семьи. Как учитывать этот фактор в построении системы мотивации и популяризации среднего профессионального образования?
— Сегодня мы наблюдаем переломный момент в общественном сознании, в сознании будущих абитуриентов и их родителей. Происходит осознанный поворот в сторону профессионального образования, нацеленного на получение профессии, востребованной рынком труда, как важнейшего жизненного и социального инструмента. Не случайно одним из наиболее частых вопросов на горячую линию департамента, а также в приемных комиссиях профессиональных образовательных организаций является вопрос — где можно трудоустроиться после окончания СПО?
Свою лепту в это движение вносят потенциальные работодатели — промышленные предприятия региона, которые принимают непосредственное участие в разработке основных образовательных программ профильной направленности, в организации студенческих практик, в проведении государственной итоговой аттестации выпускников. Большинство студентов после прохождения практики трудоустраиваются на предприятиях-партнерах.
Отмечу также, что со стороны областного правительства многое делается для того, чтобы сохранить бюджетный характер обучения в СПО и дать абитуриентам возможность получения выбранной ими специальности вне зависимости от уровня достатка в семье. Так, из общего числа абитуриентов СПО в 2017 году за счет средств областного бюджета обучались 9025 человек, что составляет 86% от общего числа принятых, и есть тенденция как минимум к сохранению этой цифры: в 2016 году число «бюджетников» составляло 8900 человек, или 85%, в 2015-м — 9150, или 85%. Профессиональные образовательные организации, подведомственные департаменту образования, науки и молодежной политики Воронежской области, ежегодно набирают на бюджетной основе около 8000 студентов, что составляет порядка 76% от общего числа зачисленных на первый курс.
— В прошлом году были утверждены ТОП-50 и его локальная версия ТОП-Регион — 50 наиболее востребованных профессий для экономики федерации и области, требующих соответствующего среднего профессионального образования. Как идет работа по формированию образовательных стандартов для этих профессий? Совпадает ли выбор сегодняшних абитуриентов с запросами региональной экономики?
— Департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области утвержден перечень из 28 профессиональных образовательных организаций, внедряющих федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и специальностям в 2017-2020 гг. В настоящее время в Воронежской области из утвержденного перечня ТОП-50 по новым ФГОС уже реализуются специальности «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» и «Повар, кондитер». А в первом полугодии 2018 года был объявлен конкурс на 2019-2020 гг. еще по 13 профессиям и специальностям из перечня ТОП-50, подготовка по которым будет осуществляться по новым ФГОС СПО. Важно отметить, что многие из этих специальностей по итогам предыдущих вступительных кампаний являются наиболее востребованными и у абитуриентов. Это специальности сварщика (ручной и частично механизированной сварки (наплавки); повара, кондитера; автомеханика; специалиста по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта; специалиста в сфере информационной безопасности. Это, без сомнения, позитивный тренд, свидетельствующий о том, что сегодняшние ученики и их родители интересуются рынком труда и его тенденциями. Среди специальностей, которые будут перспективны и востребованы региональной экономикой в самое ближайшее время, стоит отметить сетевое и системное администрирование, информационные системы и программирование, монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств, аддитивные технологии и гостиничное дело. Они также вошли в названный конкурс и будут преподаваться по новым ФГОС.
— В интервью РБК год назад вы говорили о новой модели управления системой СПО, основанной на кластерном подходе. Насколько эффективной она себя показала?
— Работа по включению профессиональных образовательных организаций в действующие отраслевые кластеры началась в 2015 году. Были созданы и заработали отраслевые (наблюдательные) советы в аграрной отрасли, строительном и промышленном комплексах. На их базе отрабатываются механизмы взаимодействия предприятий и образовательных учреждений, рассматриваются проблемы кадрового обеспечения тех или иных отраслей, согласовываются объемы контрольных цифр приема в учреждения СПО, обсуждаются вопросы внедрения новых, востребованных на рынке труда профессий и специальностей.
В 2018 году появились первые результаты работы: по данным мониторинга трудоустройства выпускников СПО Воронежской области, за 2017 год трудоустройство по специальности в «кластерных» учреждениях существенно возросло. Самый большой прирост кадров зафиксирован в молочном кластере — 89,4%, что на 4% выше по сравнению с предыдущим годом. Кластер строительных материалов и технологий привлек 58,3% специалистов (+3,1% к предыдущему году), радиоэлектронный кластер — 52,1% (+1,3%), кластер авиастроения — 73% (+2,6%).
— К вопросу о взаимодействии с работодателями. Последние все чаще говорят о востребованности специалистов «дабл скиллс», совмещающих смежные (а иногда и совершенно разные) компетенции. Каким образом эта тенденция отражена в стандартах среднего профессионального образования?
— Сегодня система СПО находится в активном поиске и развитии, поэтому формирование новых, а также смежных компетенций «дабл скиллс» в пределах одного уровня образования является важной задачей как для разработчиков новых ФГОС, так и для тех, кто составляет вариативную часть профессиональных образовательных программ. Например, в Воронежском политехническом техникуме реализуется программа «Технология машиностроения», но студенты этого направления с большим успехом участвуют в соревнованиях по таким компетенциям, как «фрезерные работы на станках с ЧПУ», «токарные работы на станках с ЧПУ», «прототипирование». Это стало возможным потому, что в федеральных образовательных стандартах определены модульные учебные блоки, формирующие дополнительные, смежные компетенции. Кроме того, в период учебы в техникуме или колледже студенты имеют возможность пройти дополнительное профобучение по своему выбору.
— В 2012 году Россия присоединилась к международному движению WorldSkills, миссия которого — повышение стандартов подготовки кадров и социальный лифт для молодых профессионалов. Какими достижениями представлена в этом формате Воронежская область?
— За годы своего существования этот конкурс, без сомнения, стал одним из наиболее эффективных форматов популяризации рабочих специальностей и настоящим праздником профессионализма увлеченных своим делом молодых людей. В прошлом году региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) прошел в Воронежской области. Более 200 участников демонстрировали свое мастерство по 25 компетенциям. Статистика конкурса говорит сама за себя — по сравнению с предыдущими чемпионатами количество компетенций (профессий), по которым соревнуются студенты, увеличилось более чем в четыре раза, количество участников — более чем в три раза, гостей и посетителей — в 20 раз. По итогам чемпионата два студента от Воронежской области вошли в состав Национальной сборной на Чемпионате мира WorldSkills в Абу-Даби в октябре 2017 года и стали его призерами, получив медали за профессионализм по компетенциям «Токарные работы на станках с ЧПУ» и «Фрезерные работы на станках с ЧПУ». Кроме того, еще два конкурсанта от Воронежской области в 2017 году получили на Национальном чемпионате медали за профессионализм по компетенциям «Токарные работы на станках с ЧПУ» и «Сварочные технологии». В августе 2018 года пройдет Национальный чемпионат «Молодые профессионалы», в котором будут представлены четыре участника от Воронежской области. Кроме того, по результатам отборочных соревнований два участника вошли в состав Национальной сборной и поборются за право участвовать на Мировом чемпионате в Казани в 2019 году.
Примечательно, что настоящими профессионалами мирового уровня становятся вчерашние обычные школьники, и их победы никак не связаны с материальным достатком семьи. Обучение и участие студентов в конкурсах профмастерства для них абсолютно бесплатное, все расходы берут на себя областной бюджет и профессиональные образовательные организации. В 2018-2019 гг. Воронежская область планирует расширять присутствие своих делегатов на международных конкурсах такого уровня.
Справка РБК
Сегодня на территории Воронежской области реализацию образовательных программ среднего профессионального образования осуществляют 52 профессиональные образовательные организации, в которых обучается более 34 тысяч человек. Кроме того, программы среднего профессионального образования реализуются на базе 11 вузов Воронежа. Общее количество обучающихся по программам СПО в Воронежской области составляет около 42 тысяч человек.
Ежегодный прием на первый курс по программам СПО составляет около 10,5 тысячи человек, из них поступивших после 9 класса — 82,7%, после 11 класса — 17,3%. Ежегодный выпуск учащихся СПО составляет порядка 8,5 тысячи человек.
В 2018 году из общего числа выпускников 44,7% трудоустроены по полученной профессии (по сравнению с 43,3% в прошлом году), 31,6% призваны в ряды ВСР (31,5% — в 2017 году), 9% продолжили обучение в высшей школе (10% — в 2017 году).