Не «москвичом» единым. Что ожидает Липецкий тракторный завод
Губернатор Липецкой области Игорь Артамонов рассказал, что в регионе уже не один год ведется работа по возобновлению машиностроения на территории Липецкого тракторного завода. В планах чиновников — восстановить площадку и начать производство тракторов.
«Это мечта — возродить полноценное производство техники на территории ЛТЗ. Мы работаем в этом направлении. Ведем переговоры с потенциальными инвесторами. Но, во-первых, территория за многие годы простоя пришла в полный упадок. Местами это руины. Во-вторых, текущая экономическая ситуация с одной стороны помогает (стране нужна своя техника), с другой осложняет (технологии) создание современного машиностроительного производства. Резюмируя, могу сказать, что работа ведется и мы прикладываем все возможные усилия. Но обещать, что завтра или через год мы возродим тракторный завод не буду», — заявил в Telegram-канале глава региона.
Липецкий тракторный завод ведет свою историю с 1944 года, в 2004 году предприятие обанкротилось. Сейчас на территории бывшего ЛТЗ работают небольшие металлообрабатывающие предприятия. «КоммерсантЪ-Черноземье» обращает внимание, что в прошлом году было признано банкротом АО «Липецкое торгово-промышленное объединение» (ЛТПО) — компания, сдающая в аренду площади бывшего ОАО «Липецкий трактор». Сейчас на площадке работает ООО «Липецкий кузнечный завод», которое тоже находится с прошлого года в процедуре наблюдения с суммой долгов в 112 млн рублей. Завод более 70 лет располагается на базе Липецкого тракторного завода и производит детали для тракторов, грейдеров и соединительные элементы, а также продукцию для нужд РЖД.
Марина Петрова, заместитель председателя Комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК и генеральный директор «Petrova 5 Consulting» считает, что, с учетом ежегодного роста производства российской сельхозтехники с 2013 года, шансы на успех развития Липецкого тракторного завода достаточно высоки. Она отмечает увеличение рынка к 2019 году включительно в 3,4 раза, и увеличение доли отечественной сельхозтехники на внутреннем рынке до 54%.
«Ключевой вопрос: каким путем пойдет развитие предприятия? В краткосрочный период высока вероятность поставок комплектующих из дружественных стран и на первом этапе это решение будет оправдано. Но в дальнейшем необходимо выстроить импортозамещение по всей производственной цепочке. Очевидно, что эта цель достижима только в горизонте 7-10 лет. В новейшей истории примеров "восстановления" подобных промышленных территорий нет. При этом стоит выделить в качестве примера «Россельмаш», где порядка 70% комплектующих российского производства, но стоит учитывать, что двигатели, коробки передач, электроника и другие важные узлы остаются зарубежными», — делится Петрова.
По ее мнению, в текущей политико-экономической ситуации целесообразно ориентироваться на частные инвестиции при условии существенной государственной поддержки. Не будет лишним создание НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) для организации высокотехнологичного узла машиностроения.
Кристина Романовская, собственник и генеральный директор ООО «ПХ Лазаревское» отмечает, что пока аграрии «двигаются по инерции» и понимания, как будет развиваться отрасль дальше, нет.
«Пока полагаемся на приобретенные основные средства, но я с ужасом думаю о будущей уборочной и посевной. Самая большая проблема — именно в практически полном отсутствии собственного машиностроения для сельского хозяйства, и мы ожидаем вакуума на рынке. У меня в парке техника только импортного производства, и как мы будем работать, даже думать не хочется. Резкое повышение цен на запчасти мы видим уже, как и их дефицит», — считает предприниматель.
Эксперт в области разработки высоконагруженных систем и промышленной робототехники Алмаз Хабибулин предполагает, что проект нуждается не только огромном финансировании, но и в понимании ТЭО, а также в инженерах, которые смогут его рассчитать и реализовать.
«При любых раскладах конвейерные заводы будут потреблять много ресурсов. В моем понимании идеальный завод — полная автоматизация и роботизация, где персонал обучен и участвует в сборке узлов по движущейся ленте. Также можно применить технологию матричной сборки, цифровой двойник предприятия, — комментирует Хабибулин. — Я склоняюсь к тому, что нужно продумывать завод полного цикла. При таком раскладе предприятие будет работать в полной загрузке, тем самым будет понимание окупаемости при выходе каждого транспортного средства. Если этот завод начнет выпускать "беспилотную" агротехнику — это будет прорыв».