Перейти к основному контенту
Черноземье ,  
0 

СП выявила недостатки в федеральных проектах Воронежской области

Счетная палата России обнаружила многочисленные нарушения в реализации федеральных проектов «Жилье», «Городская среда» и «Чистая вода»
Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Счетная палата России совместно с региональными представительствами в Воронежской и Свердловской областях опубликовала результаты проверки целевого использования субсидий, выделенных в 2018–2020 годах этим регионам. Средства предполагались на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности. В КСП решили оценить эффективность мероприятий в рамках федеральных проектов «Жилье», «Городская среда» и «Чистая вода». Аудиторами установлены нарушения при формировании, предоставлении, распределении, использовании субсидий, а также при предоставлении отчетности.

В ходе проверки специалисты сталкивались с большим количеством системных проблем. Например, согласно данным ГИИС «Электронный бюджет, общий объем средств в Воронежской области, выделенных за три года по государственной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами», составил 6,7 млрд рублей (из них 6,1 млрд рублей федеральные средства). Однако приведенные данные, по мнению аудиторов, не отражают реально сложившуюся ситуацию по объемам и источникам финансирования мероприятий.

«ГИИС «Электронный бюджет» не содержит полную информацию об общем объеме средств, направленных из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников на мероприятия в разрезе конкретных объектов. Например, в системе не отражены расходы Воронежской и Свердловской областей на сумму 2,5 млрд рублей на стимулирование жилищного строительства, произведенные сверх обязательств по соглашениям. Аналогичная ситуация отмечается и по расходам на формирование городской среды и строительству объектов водоснабжения», – отметила аудитор Наталья Трунова.

Важная системная проблема – недостаток актуальных данных, необходимых для реализации федеральных проектов. Например, по «Городская среда» нет достоверной информации о количестве благоустроенных территорий, а по «Жилье» – о потребности регионов в объектах инфраструктуры. Как следствие, жилая застройка пока слабо увязана со строительством необходимого количества инженерных и социальных построек.

Чистая вода

Отсутствие системного подхода заметно на нескольких примерах.

«По итогам 2020 года оба региона достигли плановые значения показателей федерального проекта. Однако, как показала проверка, значения корректировались как в сторону уменьшения, так и увеличения. Это свидетельствует о формальном подходе к формированию показателей и возможности их корректировки под факт», – обращает внимание Трунова.

Так, проверка результатов проекта «Чистая вода» в Воронежской и Свердловских областях показала, что строительство и реконструкция объектов водоснабжения проходит преимущественно в городах и крупных поселках, минуя сельские территории. При этом новые очистные сооружения строятся без учета износа имеющихся сетей водоснабжения. В результате прошедшая очистку вода подвергается вторичному загрязнению, что нивелирует положительный эффект от реализации мероприятий.

Кроме того, в течение последних лет показатель по доле обеспеченного сельского населения качественной питьевой водой из вентральных систем водоснабжения (ЦСВ) в Воронежской и Свердловской областях, как и в большинстве субъектов РФ, имеет отрицательную динамику. Так, доля сельского населения, обеспеченного качественной питьевой водой из ЦСВ, в Воронежской области в 2019 году составила 63,3%, в 2020 году – 45,1%. Повышение уровня обеспеченности сельского населения качественной питьевой водой из ЦСВ осуществляется в основном при участии Минсельхоза РФ.

Другой важной проблемой является тарифообразование. Незначительная численность и плотность населения в сельских поселениях стало причиной высоких тарифов на качественную питьевую воду. Так, финансовая нагрузка на одного жителя п. Новотроицкий Воронежской области, где в 2020 году построена в рамках ФП «Чистая вода» система водоснабжения, при расчетном уровне стоимости ресурса 49 рублей за 1 куб. м., нормативе водопотребления для бытовых нужд – 5,8 куб. м. в месяц составит 284,2 руб. в месяц на человека. Финансовая нагрузка будет зависеть также от сезонного характера водопотребления и необходимости обеспечения водой личного подсобного хозяйства. При этом в г. Воронеже стоимость ресурса за 1 куб. м. составляет 21,11 руб., финансовая нагрузка на одного жителя – 122,4 руб. в месяц.

Жилье (обязательства, связанные с мероприятиями стимулирования)

Общий объем ввода жилья на территории Воронежской области в 2018–2020 годах составил 999,5 тыс. кв. метров, при плановых значениях 771,6 тыс. кв. м. (рост – 129,5 %). Регионом были выполнены обязательства по объемам вводимого жилья и реализации проектов по развитию территорий, однако система показателей федерального и региональных проектов не отражает своевременность строительства инфраструктурных объектов в новых застройках.

В 2018– 2020 годах в Воронеже и Борисоглебске, Новоусманском и Рамонском районах с привлечением средств федерального бюджета велось строительство 17 социальных (инженерных) объектов, в том числе: 10 школ, 5 детских садов, поликлиники и автомобильной дороги. Они призваны были закрыть потребности жителей на территориях 15 строящихся жилых комплексов. За два года в регионе ввели в эксплуатацию 11 объектов – четыре детских сада, пять общеобразовательных школ и автомобильную дорогу. На 2021–2022 гг. планируется открытие еще шести объектов.

Строительство мега-школы на ул. Шишкова (пресс-служба администрации г. Воронеж)
Строительство мега-школы на ул. Шишкова (пресс-служба администрации г. Воронеж)

Заметна тенденция строительства жилья темпами, опережающими ввод в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры. Это привело к несвоевременному обеспечению населения услугами. Выяснилось, что, например, проектная численность СОШ№107 составляла 1101 место вместо необходимых 1728, а в школе №103 и вовсе требовалось 2157 мест вместо полученных в итоге 1224. Специалисты подчеркивают, что таких примеров достаточно с учетом прогнозируемой наполняемости школ в перспективе на следующие годы: детям не хватает мест в №103-106 школах и ряде других.

Имеются многочисленные нарушения управления строительной политики г. Воронеж, на финансово-экономический отдел которого возложены обязанности по заключению и исполнению муниципальных контрактов. Одной из причин значительного количества нарушений Закона № 44‑ФЗ стала недостаточная штатная численность отдела (шесть человек), которые сопровождали в 2018-2019 годах более 200 и 300 муниципальных контрактов соответственно. Кроме того, департамент строительной политики Воронежской области осуществлял контроль за сроками заключения муниципальных контрактов муниципальными образованиями не на должном уровне. Например, отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок и разрешения на строительство автомобильной дороги по ул. Богатырская в г. Воронеже привело к задержке начала строительства и неиспользованию средств федерального бюджета на сумму 13,5 млн рублей.

Городская среда

В этой части контролирующие органы нашли меньше всего нарушений. Увеличение объемов федеральных ресурсов без увеличения плановых показателей, не зафиксировано. Благоустройство территорий проводилось в рамках запланированного объема средств. Однако КСП все же обратила внимание на несовершенство Методики расчета индекса качества городской среды: в ней не учтен индикатор по благоустройству дворовых территорий, при этом включены показатели, за которые Минстрой не отвечает.

В целом запланированные результаты достигались своевременно, за исключением таких объектов благоустройства общественных территорий как парк «Орленок», которое не успели завершить в установленные сроки.

Кроме того, найдены некоторые нарушения при предоставлении и использовании субсидий. Так, в соглашениях, заключенных Минстроем с Воронежской областью, не был приведен перечень запланированных к строительству объектов, а также не была прописана обязанность регионов отчитываться о результатах использования субсидии. Это привело к нарушениям уже на региональном уровне. Например, Воронежская область предоставила муниципалитету субсидию в объеме 400 млн рублей на благоустройство территории без постановки на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома. Также выявлены нарушения сроков предоставления отчетности и требований закона о контрактной системе.

Общие проблемы

  • отсутствие или неудовлетворительное качество данных, позволяющих оценить эффективность расходования субсидий;
  • непринятие особенностей населенных пунктов и невнимание к нуждам их жителей в рассматриваемых сферах;
  • отсутствие баланса между экономией средств системы тендеров и качеством реализуемых проектов за счет этих средств;
  • неспособность принятия долгосрочно выполнимых решений.

Общие рекомендации

  • расширение полномочий по использованию субсидий и адресный подход при их выделении: возможность тратить ресурсы на действительно необходимые вопросы должно приносить пользу;
  • расширение горизонта планирования, составление планов субсидирования на несколько лет.: мера позволит местным властям начинать более дорогие, но потенциально более эффективные проекты как в области строительства жилой и социальной инфраструктуры, так и благоустройства;
  • внедрение новых технологий: более современные подходы могут оказываться дороже непосредственно в момент строительства, но будут приводить к экономии средств в средне- и долгосрочной перспективе за счет меньших требований к ремонту, меньших расходов на поддержание работы.

Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Яндекс. Дзен,  RuTubeTelegram.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 20 июля
EUR ЦБ: 96,04 (-0,06)
Инвестиции, 19 июл, 17:32
Курс доллара на 20 июля
USD ЦБ: 88,02 (+0,15)
Инвестиции, 19 июл, 17:32
Все новости Черноземье
Два человека пострадали после атаки ВСУ на Шебекино и Белгородский район Политика, 03:55
Командир штурмового отряда потребовал после снятия судимости вернуть BMW Политика, 03:55
Вучич объяснил, почему не говорил с Путиным два с половиной года Политика, 03:21
Independent узнала, почему Байден объявил о снятии с выборов в X Политика, 02:55
Трамп заявил о готовности к дебатам с кем угодно из демократов Политика, 02:42
Полиция Украины показала фото вероятного убийцы Ирины Фарион Политика, 02:36
На обложке Time появилась Харрис, сменяющая Байдена Политика, 02:10
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Роспотребнадзор начал расследование после отравления детей в Кузбассе Общество, 01:43
Джо Байден вышел из президентской гонки. Главное Политика, 01:28
На Украину доставили еще одну систему Patriot из Германии Политика, 01:14
Отказ Байдена от выборов стал первым за полвека случаем в истории США Политика, 01:05
Штаб Байдена подал документы и сменил название на «Харрис в президенты» Политика, 00:43
В Демпартии США призвали к открытому выбору кандидата вместо Байдена Политика, 00:28
Белый дом исключил досрочный уход Байдена в отставку Политика, 00:23