Что приходит на смену приостановленным и запрещенным соцсетям
Что произошло
Креативное агентство We Are Social и платформа для SMM Hootsuite ежегодно публикуют глобальный отчет о состоянии диджитал-сферы. Согласно последнему отчету, выложенному в феврале этого года, в январе 2022-го в России насчитывалось 106 млн пользователей социальных сетей, что эквивалентно 72,7% от общей численности населения (в том числе неуникальных пользователей), что на 7,1% больше прошлого года.
До событий 24 февраля, аудитория пользователей выглядела следующим образом:
- WhatsApp — 80,9%,
- VK — 76,4%, Instagram — 63,7%,
- Telegram — 50,8%,
- TikTok — 46,6%;
В начале марта РБК сообщал, что TikTok приостановил работу в стране, опасаясь новых поправок в российское законодательство, с которыми связаны дискредитация ВС РФ и фейки. В то же время, по инициативе Роскомнадзора и Генеральной прокуратуры экстремистской организацией признали Meta* (соцсети Facebook и Instagram).
Закономерно, посещаемость российских сервисов начинает расти. Например, стремительный рост аудитории в несколько раз отмечала «ВКонтакте», в частности, в разделе «VK Видео». На 27 марта было зафиксировано 1,3 млрд просмотров видео и 840 млн просмотров клипов за сутки, в сравнении с февралем, просмотры видеоконтента увеличились на 28%, а клипов — на 125%. Согласно опросу ВЦИОМ и данным Mediascope, активнее всего растет аудитория Telegram. Его среднесуточный охват (доля населения РФ в возрасте старше 12 лет, посещающая площадку в средний день) вырос с 25% в последнюю неделю февраля до 34% на первую неделю апреля. По мнению аналитиков Mediascope, на платформу приходится значительная часть потребления новостного контента.
Отечественные драйверы
В середине марта российские интернет-пользователи начали знакомиться с новыми продуктами, заявившими о себе. Среди них ЯRUS («Ай Ти Сервис»), TenChat (официальный мессенджер «Всероссийского бизнес центра» в Сколково) и видеоплатформа Yappy (Ritm Media, входит в «Газпром-медиа»). Анонсируется в скором времени и запуск платформы Росграм.
Пилот ЯRUS запустили в 2021 году при поддержке частных инвесторов. Уточняется, что ЯRUS развивает функционал, заменяющий YouTube, TikTok, Twitter и Instagram в одном приложении. Новый информационный продукт, кроме прочего, представляет собой агрегатор новостей из тысячи источников с адаптивной системой подбора по интересам. На начало марта зарегистрировано порядка 2 млн пользователей. Сервис «ТенЧат» изначально позиционировался как альтернатива заблокированной в России соцсети профессиональных контактов LinkedIn, однако по причине вынужденного форсирования запуска, задумка реализована пока не до конца. Как рассказывают сами разработчики, они «вдохновлялись архитектурой» китайского суппераппа (приложение, объединяющее в себе несколько функций. — РБК Черноземье) WeChat. По словам представителя компании, сейчас в TenChat более 300 тыс. зарегистрированных пользователей.
Видеоплатформу Yappy запустила в 2021 года команда разработчиков Ritm Media, входящая в «Газпром-медиа». Ее особенность заключается в создании пользователями совместных видеопроектов — «коллабов». Как заявили представители сервиса, инфлюенсеры активно участвовали в разработке платформы.
«Функционал Yappy и инструменты для работы с видео создавались при участии блогеров. Поэтому подключение к совместным проектам с друзьями или блогерами происходит в одно касание, а на создание креативного контента уходит всего несколько минут. В этом году пользователям платформы станет доступен новый расширенный функционал для работы с видео и звуком, а также будет добавлена возможность получения дохода с роликов», — рассказал РБК Черноземье генеральный директор Yappy Данила Овчаров.
Среди преимуществ соцсети отмечается легкость в использовании —подключение к совместным проектам с друзьями происходит моментально. Другая любопытная функция — «медиакомната» — здесь пользователи в узком кругу могут выкладывать прямые эфиры и общаться. Средняя продолжительность сессии в приложении постоянно растет, значительно увеличивается объем пользователей: +56% месячной активной аудитории за март по сравнению с февралем.
«Сможет ли Yappy полноценно заменить TikTok? На данный вопрос сложно дать точный ответ, это непредсказуемо. Но уже сейчас можно обратить внимание на некоторые факты — например, количество установок приложения с марта выросло более чем в 3,5 раза. В последнее время к Yappy присоединились не только популярные блогеры и звезды, но и крупные федеральные и региональные СМИ. Разработчики Yappy продолжают развивать новые сервисы в приложении и внедрять технологические новинки. Одна из них — механизм монетизации творчества блогеров. Приложение неоднократно попадало в топ скачиваемых самых популярных на платформах Google Play и App Store», — рассказал РБК Черноземье руководитель продюсерского центра Insight People в Воронеже Евгений Белявцев.
Средние показатели прироста аудитории Yappy в ЦЧР I квартал 2022 года:
- Липецкая область — с января по март количество посетителей выросло на 729%,
- Курская область — прирост 728,4%,
- Воронежская область — 624,85%,
- Белгородская область — 494,4 %,
- Тамбовская область — 355%.
Сегодня в Yappy уже свыше 700 тыс. видео, количество блогеров на видеоплатформе с января по март выросло в два раза. Аккаунты в соцсети завели Ольга Бузова, Анна Хилькевич, Егор Крид и другие известные личности, а также средства масс-медиа, такие как ИД «Коммерсант», телеканалы ТНТ и Матч ТВ, Пятница и другие. Подчеркивается, что пользователям не приходится тратить время на продакшн: в приложении есть минимальная необходимая база по работе с контентом, которая в дальнейшем будет только расширяться.
Прим. *Компания Meta Platforms признана в России экстремистской организацией и запрещена.
Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Яндекс. Дзен, RuTube, Telegram.