По новым рельсам: как реконструируют трамвайную сеть в Курске и Липецке
Курск
В Курске новые пути протяженностью 5,3 км появятся на участках от ул. Коллективная до 2-я Агрегатная, где установят новые рельсы, опоры и контактную сеть. Работы в рамках концессии выполняет ООО «Мовиста Регионы Курск».
Это первый участок, который будет отремонтирован в рамках концессии по комплексной модернизации электротранспорта города. Первый и второй этапы реконструкции трамвайных путей в Курске завершатся осенью 2023 года.
Как рассказали РБК Черноземье в компании, уже в июле начнутся работы по третьему и четвертому этапам — это еще 15,5 км путей. Всего до конца текущего года инвестор должен провести реконструкцию сети по маршруту №1 общей протяженностью 20,8 км, а также реконструировать четыре тяговые подстанции. На эти цели направят почти 4,96 млрд рублей.
В следующем году начнется модернизация еще трех участков маршрута №4 общей протяженностью 21,8 км: от улицы 1-я Пушкарная до улицы Малышева. Таким образом, в городе проложат более 42,6 км новых линий, а также реконструируют трамвайное депо на 2-й Агрегатной улице и восемь тяговых подстанций.
Помимо инфраструктуры в Курске обновляют и городской транспорт. По концессии должны закупить 22 односекционных низкопольных трамвая модели «Львенок» российского разработчика и производителя электротранспорта «ПК Транспортные системы». Первый односекционный низкопольный трамвай прибыл в Курск в конце 2022 года, сейчас он проходит необходимую подготовку и обкатку перед выходом в рейс. До конца года ожидается еще семь новых вагонов. Остальные 14 поставят в следующем году. В начале июля Госкорпорация ВЭБ.РФ направила Курску первый транш в размере 443,5 млн рублей на закупку подвижного состава.
Модернизация трамвайной инфраструктуры Курска реализуется в рамках заключенного в 2022 году концессионного соглашения. Общий объем инвестиций в проект оценивается в более 12,9 млрд рублей, из них средства, выделяемые по программе развития городского электротранспорта составляют 3,7 млрд рублей, а средства инвестора — 1,4 млрд рублей. В целом комплексное обновление электротранспорта должно завершиться в 2024 году. Ожидается, что после модернизации инфраструктуры ежегодный пассажиропоток увеличится с 3 млн до 8 млн пассажиров к 2035 году. Кроме того, куряне смогут экономить в среднем от пяти минут в день в пути.
Липецк
Сопоставимый по масштабам проект по концессии реализуется в Липецке. Там концессионер «Мовиста Регионы Липецк» должен будет модернизировать свыше 40,8 км существующих трамвайных путей, построить более 5 км новых путей по улицам Катукова и Стаханова к 31-му и 32-му («Европейскому») микрорайонам до Воронежского шоссе, реконструировать депо и контактную сеть, а также закупить 46 односекционных трамваев. Объем финансирования программы модернизации липецкой инфраструктуры электротранспорта в течение трех лет составит 14,5 млрд рублей.
На данный момент работы ведутся на участке от остановки «Краснозаводская улица» до трамвайного кольца на пересечении ул. Чехова и ул. 3 Сентября. Затем в порядок приведут рельсы на участке от трамвайного кольца на пересечении ул. Катукова и пр. Победы до кольца на ул. Московская. Всего в этом году заменят почти 14 километров путей. В начале июля в город прибыли два новых односекционных низкопольных трамвая модели 71-628. Вагоны произведены на Усть-Катавском вагоностроительном заводе, который входит в Госкорпорацию «Роскосмос». Первые трамваи будут использоваться для обучения водителей и ремонтного персонала. До конца года в Липецк поставят еще 26 трамваев, и 18 — в 2024 году.
Комплексную модернизацию планируют выполнить в течение 2023–2025 годов, общий срок действия концессионного соглашения — 20 лет.
По мнению первого заместителя председателя Общественного совета при Министерстве транспорта Российской Федерации Бориса Лорана, сегодня общее состояние действующих трамвайных систем в Курске и Липецке оставляет желать лучшего — трамвайное полотно имеет сильный износ, а парк подвижного состава нуждается в замене. Подобная ситуация характерна для многих российских городов, где долгое время электротранспорту не уделялось должного внимания. При этом, как отмечает эксперт, комплексное решение проблемы требует значительных средств, которых в местных бюджетах нет.
«Комплексная программа модернизации городского электрического транспорта, которую сейчас проводят курские и липецкие власти, крайне важна для развития социально-экономической жизни областных центров. Электрический транспорт позволит регионам свести к минимуму отрицательное влияние общественного транспорта на экологию, повысит мобильность населения и транспортную доступность удаленных от центра микрорайонов, — объясняет Лоран. — Одним из универсальных способов реализации таких проектов в действующей реальности является привлечение средств через механизм концессии. Во-первых, он предусматривает привлечение нескольких источников финансирования по средней взвешенной ставке 4,3% годовых. В том числе федеральную субсидию в размере 30% от капитальных затрат проекта. Даже если при этом у региона низкий кредитный рейтинг. Во-вторых, механизмы концессии позволяют воплотить в жизнь объективно дорогостоящие инвестиционные проекты, которые могут привести систему городского электротранспорта к современному уровню качества, комфорта и безопасности».
Подписывайтесь на РБК Черноземье: «ВКонтакте», Дзен, RuTube, Telegram.
16+. Материал предоставлен Информационным агентством «Медиа Черноземье» (реестровая запись СМИ от 09.11.2022 серия ИА № ФС 77 - 84075, зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)).