Металлурги на «Ривьере»: что будет с рынком торговой недвижимости Липецка
Торговый центр «Ривьера» открылся в Липецке 11 февраля. Он был самым ожидаемым проектом региона в сфере торговой недвижимости — за полтора года девелоперы трижды откладывали открытие ТРЦ площадью 137,5 тыс. кв. м. Запуск нового торгового центра, скорее всего, выведет Липецк в лидеры по обеспеченности торговыми площадями среди городов Черноземья. По мнению экспертов, сдерживающим фактором развития этого рынка в городе по-прежнему выступают невысокие доходы населения. Однако местные игроки с такой оценкой не согласны — достаток покупателей часто не является определяющим факторов для ритейлеров.
Больше, чем в Воронеже
К концу 2016 года власти Липецкой области надеялись увеличить обеспеченность торговыми площадями на 1 тыс. жителей до 700 кв. м. По официальным данным, уже на начало 2015 года этот показатель был равен 648 кв. м По прогнозам консалтинговой компании JLL, Липецк на конец 2016 года должен был стать наиболее обеспеченным качественными торговыми площадями городом Черноземья, достигнув показателя почти в 400 кв. м на тысячу человек. При этом в Воронеже, где количество жителей вдвое больше, данный показатель прогнозировался на уровне лишь 250 кв. м. Тогда эксперты объясняли разницу количеством торговых площадей, готовящихся к сдаче в Липецке в 2016 году.
Самым ожидаемым проектом 2016 года стал ТРЦ «Ривьера» на Московской улице, реализуемый ООО «Техно-торговый центр «Фолиум». Впервые проект анонсировали в 2013 году. Местные игроки выкупили ТРЦ «Липецкая ярмарка, не достроенный турецкой компанией Kilic Foreign Trаdе Inc. Открыть объект планировалось в конце 2015 года, затем заявлялся II квартал 2016 года и IV квартал 2016 года. Новая «Ривьера» площадью 137,5 тыс. кв. м пока готова предложить гостям лишь детский развлекательный центр «Чайленд» (2 тыс. кв. м) и кинотеатр «Киномакс» с единственным в городе IMAX (3,3 тыс. кв. м). Первые магазины одежды и обуви откроются весной. Главным событием, по мнению девелопера, станет запуск первого в городе магазина H&M на 2 тыс. кв. м.
Центр для Юго-Запада
Депутат Липецкого облсовета Владимир Чеботарев (совладелец ТРЦ «Европа») считает, что открытие «Ривьеры» может заметно повлиять лишь на торговые площади в юго-западной части города, так как там подобных проектов еще не было:
— Мы не думаем, что открытие «Ривьеры» окажет влияние на «Европу» и рынок в целом. У нас разное расположение, и, скорее всего, этот объект станет торговым центром выходного дня. Глобального падения ставок не произойдет. В целом, рынку еще есть куда расти, — считает Владимир Чеботарев.
«Европа» на Советской площади открылась в 2009 году. Главной особенностью центра стали первые в городе магазины испанского гиганта Inditex: Zara, Bershka, Stradivarius, Pull&Bear. Всего арендаторы занимают 43 тыс. кв. м из 57,9 тыс. кв. м. В III квартале 2017 года должна открыться вторая очередь, по площади превосходящая первую почти вдвое: до 120 тыс. кв. м с тремя наземными и двумя подземными уровнями. Девелопер обещает усилить развлекательную составляющую: открыть многозальный кинотеатр (4,3 тыс. кв. м) и развлекательный центр семейного отдыха (3,3 тыс. кв. м). Торговую составляющую должны развить «бренды одежды и обуви, ранее не представленные в городе».
Открытый в 2009 году ТРЦ «Малибу», уже в 2015 году провел ребрендинг. Для увеличения посещаемости зданию построили новый фасад и разработали улучшенную систему навигации, так как основной трафик «Малибу» обеспечивает расположенный рядом железнодорожный вокзал. На четырех этажах центра помимо магазинов расположились шестизальный кинотеатр и детский комплекс «Квадратная птица У». Среди других моллов Липецка можно выделить «Армаду» (22,8 тыс. кв. м), открывшуюся в 2005 году, и «Европу-27» на улице Стаханова (13 тыс. кв. м).
Владислав Николаев, региональный директор департамента стратегического консалтинга Colliers International считает, что успешный формат должен включать широкую развлекающую составляющую:
— С точки зрения формата, должен быть кинотеатр, развлекательный центр, продукты, детские товары, электроника, спорт, но также и большая доля операторов одежды и обуви. Формат развлечения очень важен и в последнее время увеличивается, однако будет ограничен размером города и планами операторов.
Разморозка развития
В 2014 году стало известно о разморозке двух проектов: ТРЦ «Интерсити» и ТРЦ «Кит», которые так и не были реализованы. «Интерсити» на 38 тыс. кв. м должен был открыться на набережной реки Воронеж в Октябрьском районе. Помимо молла проект предполагал строительство четырехзвездочного отеля на 180 номеров. В начале 2009 года проект заморозили и начали искать покупателя на участок. Проект выкупили в 2014 году собственники московского ТЦ «Глобал сити». Они собирались достроить молл площадью свыше 40 тыс. кв. м, но точные сроки реализации не называли.
ОАО «Кит-кэпитал» (проект ТРЦ «Кит») обанкротилось, а в 2014 году интерес к проекту выразила компания Mallino Development Group, планирующая реализовывать проект через ООО «Линия. Площадь объекта должна была составить 154,47 тыс. кв. м.
Приостановка ряда крупных проектов не помешала развиваться рынку торговой недвижимости. Владислав Николаев считает, что новые объекты способны удовлетворить спрос, но город все равно развивается медленно:
— С точки зрения насыщенности торговыми площадями, до открытия ТРК «Ривьера» город уступал по обеспеченности другим соседним городам. Главными факторами сдерживающим развитие города является относительно невысокие доходы населения, кроме того часть заявленных проектов были приостановлены или отменены в 2013-2015 годах. Город может быть интересен для некоторых крупноформатных ритейлеров, в том числе продуктовых. Однако с привлечением в город большого количества операторов одежды возникнут трудности. В текущей ситуации значительная часть ритейлеров стараются концентрироваться на более крупных городах, либо на аналогичных по численности городах, но с более высоким доходом населения, — прогнозирует аналитик.
Такой подход не разделяет Владимир Чеботарев:
— Ритейлеры ориентируются прежде всего на численность населения. Есть те, кто приходит только в города-миллионники, есть те, кто в города от пятисот тысяч. Доходы населения — не главный фактор для них. Кроме того, среди городов со сравнимым размером, Липецк никак нельзя назвать бедным, это центр страны, у нас есть много городов, где доходы еще ниже, — отметил девелопер.