Глава Воронежского избиркома ушел в отставку
Председатель избирательной комиссии Воронежской области Владимир Селянин сообщил губернатору Алексею Гордееву о желании покинуть пост «по собственному желанию» в четверг, 13 октября. В качестве основной причины увольнения он назвал достижение пенсионного возраста и «рекомендации» Центральной избирательной комиссии (ЦИК). Глава региона «поддержал» решение Владимира Селянина, сообщила пресс-служба воронежского облправительства.
Еще в начале октября Владимир Селянин заявлял, что не собирается покидать должность и готов довериться в этом вопросе лишь коллегиальному решению членов облизбиркома. Вопрос об отставке главы региональной избирательной комиссии появился после того, как в начале октября ЦИК выразил недоверие Владимиру Селянину из-за инцидента с внесением в систему ГАС «Выборы» неверных данных о голосовании за «Единую» и «Справедливую Россию» на двух избирательных участках в Приднестровье (на время кампании оно было приписано в Воронежскому облизбиркому) на выборах депутатов Государственной думы 18 сентября.
По мнению политолога Владимира Слатинова, отставка главы Воронежского избиркома после скандала с «приднестровскими бюллетенями» была вполне предсказуемой.
– Владимир Селянин пал в борьбе за конкурентность, открытость и легитимность выборов, которую провозгласил ЦИК после прихода Эллы Памфиловой. Скандал с приднестровскими голосами за кандидата от «Справедливой России» банкира Абубакара Арсамакова был слишком явным. А после того, как он стал публичным, он вошел в тренд выборных конфликтов в других регионах России. Можно сказать, что ЦИК нужна была «сакральная жертва» кампании за чистоту выборов, и среди этих жертв оказался глава воронежского избиркома, – отметил политолог.
Он напомнил, что перед сентябрьскими выборами Элла Памфилова уже добилась отставки председателя Подмосковного облизбиркома Ирека Вильданова и главы горизбиркома Санкт-Петербурга Алексея Пучнина. Оба были участниками выборных скандалов в 2014 и 2015 годах. По мнению Владимира Слатинова, Владимир Селянин рассчитывал на поддержку региональных властей, но ресурс Эллы Памфиловой, которая доложила о ситуации на выборах в Воронежской области президенту Владимиру Путину, оказался сильнее.
– Если бы Владимир Селянин не ушел после постановления ЦИК о недоверии ему, это нанесло бы мощный удар по престижу комиссии, – добавил политолог.
В то же время он усомнился, что конфликт вокруг «приднестровских бюллетеней» серьезно отразится на положении воронежского губернатора Алексея Гордеева. По словам Владимира Слатинова, сильнее всего в выборном скандале пострадала репутация заместителя губернатора и руководителя его аппарата Геннадия Макина, который в 2000-е годы работал вместе с Абубакаром Арсамаковым в «Московском индустриальном банке». Политолог назвал «очевидной» связь между чиновником и выдвижением банкира от Воронежской области. Последует ли какое-то политическое продолжение за отставкой Владимира Селянина, будет во многом зависеть от новой команды администрации президента и ее стратегии по отношению к конфликтам в регионах, предположил Владимир Слатинов.
Инцидент, приведший к отставке Владимира Селянина, начался вечером 19 сентября. Представители территориальной избирательной комиссии (ТИК) Ленинского района Воронежа отправили в ГАС «Выборы» результаты голосования на избирательных участках №8205 и №8214 в Тирасполе (они были приписаны к Воронежской области), по которым «Справедливая Россия» набрала 2022 и 2021 голосов, а «Единая Россия» – 718 и 297 голосов избирателей соответственно. Сведения в двух спорных протоколов значительно отличались от исхода голосования на других участках Тирасполя, где «Справедливая Россия» набрала от 13 до 21 голоса. Спустя три дня, в четверг, 22 сентября, ТИК исправил данные, передав на каждом участке по 2 тыс. голосов от эсеров «Единой России».
Первый результат был выгоден лидеру Воронежской региональной группы «Справедливой России», президенту «Московского индустриального банка» Абубакару Арсамакову. До возвращения голосов воронежские справороссы занимали 14 (последнее проходное) место по России среди партийных региональных групп. Следом за ней по количеству голосов шла группа №8 (Республика Коми, Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ), которую возглавляла депутат Госдумы VI созыва Ольга Епифанова. Именно она обратилась в Центризбирком с жалобой на несовпадение данных в протоколах УИК и в системе ГАС «Выборы». После перераспределения тираспольских голосов в пользу «Единой России» у Воронежской региональной группы осталось 67,8 тыс. голосов, у Архангельской – 69,2 тыс. голосов. Ольга Епифанова получила мандат депутата, а 5 октября Госдума утвердила ее одним из шести вице-спикеров.
Элла Памфилова жестко раскритиковала действия Владимира Селянина. Она предположила, что в Воронежской области был использован «незаконный административный ресурс» в пользу местного кандидата, активно сотрудничавшего с региональными властями в качестве руководителя банка. Сам Владимир Селянин объяснил ошибку с вводом данных в ГАС «Выборы» усталостью членов Ленинского избиркома. ЦИК обратился в Генпрокуратуру с просьбой разобраться в обстоятельствах подсчета голосов в регионе, однако ведомство пока не огласило результаты проверки.
Владимир Селянин проработал в Воронежском избиркоме в общей сложности 22 года. Он провел пять кампаний по выборам президента России, семь – по выборам депутатов Государственной думы, четыре – по выборам губернатора и шесть – по выборам депутатов Воронежской областной думы. Он награжден орденом Почета и медалью «За возвращение Крыма», отмечается в сообщении облправительства.